Электрический лодочный мотор + НДНД = экономия веса и денег?

Современные тренды диктуют свои правила, и вот уже среднестатистический горожанин на замену прожорливым двухтактникам или капризным четырехтактникам вполне заинтересованно рассматривает электрический мотор.

Плюсы? Малый вес, тихая работа, небольшая стоимость, отсутствие необходимости заправлять/заливать/размешивать/следить за уровнем и тд.
Минусы? Э-э-э… Малая мощность? а зачем она нужна большая в прибрежной рыбалке-то?

Знать, как выбрать электрический лодочный мотор, хотят все кому необходима, во-первых, беззвучность работы агрегата, а, во-вторых, ювелирная точность маневрирования на воде. Вообще, многие владельцы лодок с бензиновыми агрегатами уверены, что электродвижки не подходят для серьезной рыбалки. Однако, если провести аналогию, то движки на бензине — это топор, а электрические — нож. Безусловно, первый мощнее, но для тонких операций он не годится: в них спасает только нож.

trolling_motor_vybor_02

Недостатки и преимущества

Обладают ли электрические лодочные моторы для надувных лодок какими-то минусами? Да, как у любой техники, они присутствуют. В частности, к ним относят:

малый запас хода — ресурса хватает на один полный день рыбалки;
неспособность справиться со стихией — сильным ветром и течением;
невысокая скорость движения — по спокойной глади воды судно движется со скоростью, не превышающей 7 километров в час.
Да, эти недостатки имеют место быть. Но здесь необходимо понимать: электромоторы имеют свое, особое назначение. Именно они дают возможность подойти к «окуневому котлу», не распугав рыбы. И рассматривать возможность приобретения аппарата необходимо исключительно в свете потребности покупки техники для рыбалки на спокойной воде. Или в качестве дополнительной к основному мотору на бензине.

Перечень преимуществ, которым характеризуются подвесные электрические лодочные моторы, выглядит следующим образом:

малая масса (самая мощная модель весит менее десяти килограмм);
мгновенный запуск;
практически нулевой уровень шума при работе;
нулевой выхлоп и отсутствие запахов;
лучше управляемость;
маневренность;
минимум затраты на обслуживание;
отсутствие необходимости готовить агрегат к зимнему простою;
демократичная цена.

Как выбрать?

Среди представленного на российском рынке оборудования отыскать вариант, устраивающий именно вас, несложно. Для этого необходимо иметь представление о следующих моментах.

Тяговое усилие (или просто тяга). Не совсем привычно для российского пользователя, данный параметр определяется исключительно в фунтах. Как известно, один фунт равен чуть более 450 грамм. Как понять, что заявленное значение тягового усилия вам подходит? Для этого необходимо учитывать снаряженную массу судна. Например, для лодок, чье водоизмещение составляет 0,5 тонны, достаточно будет тяги в размере 33—34 фунтов. Если же оно составляет 1 тонну — не менее 45-ти. Обратите внимание: между значениями водоизмещения и тяги зависимость не прямо пропорциональна!

Рабочее напряжение. Особо распространяться об этом моменте смысла нет. Тут всего два варианта: либо 24В, либо 12В. 24-вольтовые версии более мощные — в силу физики

Потребляемый ток (максимальный). В данном случае речь идет о токе, который потребляется судном при условии полной загрузки. Показатель максимального тока оказывает существенное влияние на выбор, так как от него зависит, какой емкости вам понадобится аккумулятор. В свою очередь емкость последнего влияет на время работы в условиях максимальной загруженности.

Регулирование скоростей. Бывает двух видов: с переключением передач хода и с плавным регулированием.

Длина дейдвуда. Существующий спектр значений этого параметра дает возможность подобрать идеальное решение и для семиметровых катеров, и для небольших резиновых суден.

Масса. Выше уже говорилось, что она невелика, даже если вы отдаете предпочтение мощным моделям. Вообще, вес зависит от показателя тяги. Он может находиться в пределах от 3 до 15 килограмм.

Основные характеристики

Выбор модели электромотора будут определять характеристики, отличающиеся от привычных параметров при выборе двигателя на лодку или катер:

Тяга или тяговое усилие, которое развивает электромотор. Определяется в фунтах LBS. 1 LBS равен 0,453 кг. Необходимое значение тяги определяют по таблицам в зависимости от снаряженного веса лодки. Перемещение лодки водоизмещением 500 кг требует тягу в 30–33 фунта, а лодки водоизмещением 1000 кг — 45 фунтов. То есть зависимость не прямо пропорциональная.

Максимально потребляемый ток, А. Это ток, потребляемый при максимальной нагрузке. От этого показателя будет зависеть выбор емкости аккумулятора. От максимального потребляемого тока, емкости аккумулятора зависит время, которое будет работать мотор на максимальной нагрузке до глубокой разрядки аккумулятора.

Рабочее напряжение. Все как в автомобилях либо 12 В. либо 24 В. Регулировка скоростей. Бывают моторы с плавной регулировкой скоростей, а бывают с переключением передач (2–5 вперед, 2–3 назад).

Масса мотора, кг. Зависит от величины тягового усилия, конструкции. Находится в пределах от 3 до 15 кг.

Длина дейдвуда, м. Позволяет подобрать мотор под любые условия эксплуатации от небольшой резиновой лодки до 7-метрового катера.

Управление

Управлять лодочным мотором возможно:
румпелем;
педалью, напоминающей пульт управления;
ручным пультом управления.

На румпеле традиционно располагается переключатель скоростей. Поворачиванием «ручки газа» осуществляется переключение передач скоростей. В некоторых моделях имеется плавная регулировка скорости (вариатор). Телескопическая конструкция румпеля позволит настроить управление мотором как удобно рыболову. При управлении румпелем, может иметься также педаль для переключения скоростей, однако, управление направлением движения все равно осуществляется поворотом румпеля. Ножное управление состоит из педали управления, соединенной кабелем с реечным рулевым механизмом.

Конструкция позволяет управлять как переключением скоростей, так и направлением движения лодки. Применение ножного управления требует наличие на полу плавательного средства свободного места, что непозволительно для лодки малого размера, где ручное управление целесообразнее. Но свободная рука, возможность управлять стоя ногой, когда вес тела на другой ноге, маневрировать при вываживании делает незаменимой ножную педаль.

Преимущества и недостатки

Электромоторы обладают неоспоримыми преимуществами по сравнению с двигателями внутреннего сгорания:

бесшумность моторов позволяет подойти к пугливой рыбе на близкое расстояние, наслаждаться звуками природы, а не тарахтением двигателя; отсутствие вредных выбросов и использование топлива позволяют сохранить экологический баланс водоема;

поддержание постоянной скорости при троллинговой рыбалке, на реках с небольшим течением или на озерах; медленное передвижение по стоячему водоему позволяет спиннингистам постепенно облавливать перспективные места;

малый вес, позволяющий рыболову в одиночку справиться с мотором, и установить его на легкую резиновую лодку. электромотор позволяет маневрировать в трудных местах, лучше идти на электромоторе, чем грести веслами в заросшем камышом водоеме;
легкий запуск мотора;
нет необходимости периодического технического обслуживания и консервации мотора на зиму;
малые габариты;
отсутствие эксплуатационных расходов (топливо, масла, свечи); низкая стоимость;
мотор, аккумулятор и зарядное устройство стоит в 2 раза дешевле бензинового двигателя.

Недостатки:

ограничение по максимальной скорости передвижения в пределах 10 км/ч;
бесполезность применения на реках с быстрым течением и сильном ветре;
не предназначен для длительных и дальних переходов по водоему;
привязанность к объектам электрической инфраструктуры для зарядки аккумуляторов;
наличие тяжелого аккумулятора (20–30 кг), который весит в 2 раза тяжелее самого мотора.

Где используются

Преимущества и недостатки электромоторов и определили специфику их применения. Электромоторы устанавливают на небольшие лодки (деревянные, пластиковые, резиновые, ПВХ) для рыбалки и прогулках на озерах, небольших водохранилищах, реках со спокойным течением, а также как вспомогательный мотор на больших лодках и катерах.

Используют электромоторы в следующих целях: троллинг; маневрирование на мелководных участках; медленное передвижение на спиннинговой рыбалке; подруливание; перемещение по заросшим водоемам; простая прогулка по водоему на лодке с семьей. Чем отличаются электрические лодочные моторы Электрические лодочные моторы отличаются основными характеристиками, системой управления, конструкции, которые определяют выбор того или иного мотора под конкретные задачи. Величину тягового усилия мотора определяет размерность лодки и масса перемещаемого груза. Чем больше и тяжелее снаряженная лодка, тем большее тяговое усилие мотора требуется. Управление лодочными электромоторами отличается: по способу правления (румпель, педаль, дистанционное управление); по количеству скоростей (до 5 передач); по способу регулировки скорости (плавная регулировка, переключение передач); наличию реверса вращения винта для включения задней передачи (в некоторых моделях реверс не предусмотрен и для заднего хода необходимо поворачивать мотор вокруг своей оси на 180 градусов).

Различают электромоторы по длине дейдвуда: от 600 мм до 1350 мм. Виды В зависимости от месторасположения электромотора на лодке различают: Подвесные лодочные электромоторы, которые крепятся на транце лодки. Механизм крепления резьбовыми зажимами позволяет легко устанавливать и снимать электромотор на плавательное средство. Электромотор может устанавливаться рядом с основным двигателем.

Навесные лодочные моторы, которые крепятся на кавитационной плите основного подвесного двигателя. Маневрирование лодкой осуществляется управлением основного двигателя. Скорость и направление вращения винта осуществляется дистанционно. Носовые (баковые) лодочные электромоторы, которые устанавливаются в носовой части лодок и катеров с жестким корпусом. Установка баковых моторов сложнее подвесных, и требует значительного места в носовой части. Крепятся на монтажную платформу.

Электромоторы бывают со встроенным аккумулятором и без него. Встроенные в мотор батареи обладают малой емкостью, меньшим весом, предназначены для непродолжительной работы (на 2-3 часа).

Переносные аккумуляторы, подразделяются на стартовые и тяговые батареи: Стартовые аккумуляторы используются для запуска двигателя и не могут значительное время выдавать необходимый ток, поэтому им требуется постоянная зарядка. Полный разряд таких батарей быстро выводит их из строя. Данные аккумуляторы используются в автомобилях. Тяговые аккумуляторы долго держат необходимый ток. Они не боятся глубокого разряда. Разряжаются батареи медленно и длительное время. Тяговые аккумуляторы служат в 5–6 раз дольше стартовых, но при этом стоят в 2 раза дороже стартовых. Для продления службы стартовых аккумуляторов необходимо не доводить его разрядку более чем на 50 процентов и постоянно подзаряжать. Вес данных батарей достаточно велик (до 30 кг), но они позволяют эксплуатировать мотор без подзарядки до нескольких суток.

Электрическая схема лодочного мотора Схема электромотора проста. Электродвигатель находится в нижней части дейдвуда. В верхней части дейдвуда находится электронный блок управления, который отвечает за запуск, переключение скоростей, реверс вращения двигателя. От блока управления идут провода к аккумулятору. Блок управления соединяется с двигателем посредством ноги-штанги (дейдвудом). Как выбрать Для выбора электромотора необходимо определить задачи, которые он призван решать, на какое плавательное средство будет устанавливаться, на каких водоемах будет использоваться, какую массу должен перемещать. В зависимости от тяги, длины дейдвуда, системы управления электромоторы используют на байдарках, надувных лодках, маломерных судах, катерах и корпусных лодках. Для перемещения резиновых лодок, байдарок с общей массой до 500 кг используют моторы с тягой 30–35 фунтов. Для лодок и катеров необходимо иметь запас тяги в 45–50 фунтов. Установка на легкую лодку мотора со значительной тягой не имеет смысла. Прирост скорости будет незначительный.

Для легких лодок подойдут исключительно подвесные электромоторы, которые можно установить только на транец. Они просты и удобны в управлении, доступны по цене. Для лучшего маневрирования катеров и лодок, имеющих жесткий корпус, целесообразнее выбрать носовые электромоторы. Они имеют большую функциональность (работа с GPS устройствами), набор управляющих устройств (румпель, педаль, дистанционный пульт), и в то же время высокую стоимость. Для искушенных потребителей имеются электромоторы со светодиодными индикаторами, дейдвудом из композитных материалов.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *